5 мин

ЗПРР (задержка психоречевого развития) у детей

Задержка психоречевого развития у ребенка — это патология, возникающая вследствие физиологических нарушений ЦНС. Врожденные и приобретенные неврологические болезни иногда приводят к недоразвитию речи, и, наоборот, позднее формирование речевых навыков нередко затормаживает мышление. Родители «особенных» детей переживают, лечится ли ЗПРР, как диагноз может отразиться на будущем ребенка, и сколько времени займет терапия.

Психоречевая задержка может корректироваться, но прогноз напрямую зависит от возраста, в котором начато лечение. Чем раньше выявляются признаки ЗПРР в поведении ребенка и оказывается медицинская помощь, тем больше вероятность скорейшего излечения.

Ребенок с пазлом

Причины ЗПРР у ребенка

Патология часто является следствием неврологических нарушений, которые произошли при внутриутробном развитии плода, в процессе родов или в раннем детском возрасте. Среди основных биологических факторов, способствующих возникновению ЗПРР, выделяют:

  • хронические заболевания беременной женщины;

  • инфекционные болезни, протекающие с осложнениями;

  • отягощенную наследственность;

  • нарушения кровообращения головного мозга;

  • кислородную недостаточность плода;

  • ухудшение слуха и зрения;

  • травматичные роды;

  • неврологические заболевания (ДЦП, гидроцефалия, опухоли ЦНС, эпилепсия);

  • врожденные пороки развития ЦНС;

  • психологические травмы;

  • неблагоприятная окружающая среда (семейные конфликты, алкоголизм родителей, жестокое обращение);

  • социальная изоляция;

  • чрезмерная опека.

Установить причину и подобрать препараты при ЗПРР может только квалифицированный специалист, поэтому если вы подозреваете у ребенка задержку психоречевого развития, обратитесь за медицинской помощью.

Признаки задержки психоречевого развития у детей разного возраста

Обычно диагноз задержки психоречевого развития ставится в 3 года, когда симптомы ЗПРР у ребенка становятся очевидными. Однако заметить неврологические нарушения можно и в более раннем возрасте. Родителей должны насторожить следующие признаки:

  • Ребенок до года не улыбается, вяло реагирует (или не реагирует) на слова и жесты окружающих, не лепечет, ведет себя тихо, не проявляет интереса к игрушкам.

  • В 2,5 года у ребенка ограничен словарный запас (менее пятидесяти слов). Он не умеет строить простые словосочетания, путается в названиях частей тела, игрушек и бытовых предметов.

  • В полтора года у ребенка отсутствуют первые слова «мама», «папа», «дай» и т.д. Он не откликается на свое имя, не способен пережевывать твердую пищу.

  • Ребенок в 3 года не может составить простое предложение, не понимает смысла маленьких рассказов. Он говорит торопливо, пропуская некоторые звуки, или, наоборот, тянет слова.

  • Ребенок в 2 года говорит не более двадцати слов, не показывает хотя бы одну-две части тела, не произносит за родителями новые словоформы.

Выраженная задержка психоречевого развития заметна уже на первом году жизни, а вот на небольшие отклонения родители могут обратить внимание, только когда ребенку исполняется 4 года или даже 5 лет.

Некоторые мамы «отмахиваются» от диагноза ЗПРР у ребенка, считают, что это его индивидуальные особенности, и причин для обращения к врачу нет. Но такая позиция является ошибочной. Незначительные на первый взгляд нарушения в будущем могут привести к серьезным проблемам в детском саду, школе и на работе, так как задержка психоречевого развития часто сопровождается чрезмерной активностью, повышенной утомляемостью, снижением внимания и памяти. Кроме того, ЗПРР обычно лечится лучше в раннем возрасте, и по мере взросления ребенка прогноз заболевания ухудшается.

Симптомы ЗПРР с аутичными чертами

Генетические сбои и тяжелые инфекционные заболевания могут привести не только к задержке психоречевого развития, но и к расстройствам аутистического спектра. Родителям следует обратиться за консультацией к врачу, если ребенок:

  • не проявляет эмоций, холоден даже с близким окружением;

  • не умеет и/или не любит играть в игрушки (иногда привязывается только к одной любимой вещи, полностью игнорируя другие);

  • часто бывает агрессивным по отношению к родителям, другим детям и к себе;

  • избегает любых контактов, не может выстраивать отношения с ровесниками;

  • демонстрирует стереотипное поведение (ходит кругами, мерно качается сидя на одном месте, любит расставлять одни и те же предметы в определенной последовательности, остро реагирует на перемены).

Некоторые симптомы ЗПРР и аутистических расстройств схожи особенно у маленьких детей. Дифференцировать задержку психоречевого развития от аутизма в раннем возрасте может только опытный врач. Лечение ЗПРР с античными чертами, как правило, проводится под контролем сразу нескольких специалистов: невропатолога, психотерапевта, логопеда.

Как лечить ЗПРР у детей?

На первичном приеме у невролога родителей, прежде всего, волнует вопрос: можно ли вылечить ЗПРР у ребенка, и сколько времени займет терапия. Патология может поддаваться коррекции, но прогноз, объем и длительность лечения определяются индивидуально в каждом конкретном случае. Лечение детей с задержкой психоречевого развития комплексное, проводится под контролем нескольких специалистов и требует большого терпения от родителей. Для коррекции ЗПРР используют физиотерапевтические методы, логопедические занятия, психокоррекцию и лекарственные препараты.

  • Физиотерапия.

    Хороший эффект в лечении ЗПРР у детей способна давать микротоковая рефлексотерапия. Метод основан на стимуляции активных зон головного мозга микротоками малой силы, схожими с естественными импульсами нейронов. Курс процедур может помочь восстановить нормальную работу ЦНС. Методику можно применять, начиная с шестимесячного возраста.

  • Психологическая коррекция

    Работа с психотерапевтом рекомендована тем детям, в анамнезе которых есть психологические травмы, выявлены случаи жесткого обращения в семье, а также детям с аутичными чертами. Психотерапевт работает с ребенком индивидуально и в группах, привлекает к терапии родителей и других членов семьи. Психологическая коррекция помогает выявить и устранить причины задержки развития, снять зажимы, и в целом положительно влияет психику ребенка.

  • Логопедические занятия и массаж.

    Занятия с логопедом обязательно входят в программу лечения детей с ЗПРР. Логопед работает не только над постановкой правильного произношения звуков, но и развивает мелкую моторику, память и мышление. Логопедический массаж хорошо дополняет занятия, помогает ускорить результат.

  • Медикаментозное лечение.

    Таблетки при ЗПРР детям назначает невролог и/или психиатр. Выбор лекарственных средств зависит от выраженности тех или иных симптомов, тяжести патологии, возраста и других особенностей ребенка. При задержке психического и речевого развития детям могут назначаться психотропные и седативные препараты, вазопротекторы, антигипоксанты, адаптогены, витамины и ноотропные средства. Дозы и длительность приема подбираются индивидуально.

В качестве дополнительных методов лечения применяются иглорефлексотерапия, арт-терапия, музыкальные занятия, ритмика, остеопатия, различные техники, направленные на развитие мышления и двигательной активности.

Комплексное лечение способно дать хорошие результаты, однако сказать однозначно, до какого возраста актуален диагноз ЗПРР, нельзя. Все индивидуально. Но если родители приложат усилия и будут регулярно заниматься с ребенком дома, а не перенесут всю ответственность на врачей, положительные изменения могут стать заметны уже в течение первых шести месяцев после начала лечения.

Гопантомид в составе комплексной терапии ЗПРР

Гопантомид — ноотропный препарат на основе гопантеновой кислоты, который может применяться в составе комплексной терапии для лечения детей с задержкой психоречевого развития. Лекарственное средство способно оказывать ноотропное и противосудорожное действие, может повышать устойчивость мозга к недостатку кислорода и воздействию токсинов, улучшать метаболические процессы в нервных клетках, обладать умеренным успокаивающим действием и мягким стимулирующим эффектом.

Гопантомид выпускается в форме раствора во флаконах по 50 и 100 мл, а также в виде таблеток по 250 и 500 мг. Детям до трех лет рекомендован раствор, детям старшего возраста, подросткам и взрослым, как правило, выписывают таблетки.

Препарат может назначаться неврологом или педиатром детям с задержкой психического, моторного и речевого развития, в том числе на фоне перенесенной перинатальной энцефалопатии, а также детям с различными формами ДЦП. При ЗПРР Гопантомид обычно назначают по 500 мг 3-4 раза в сутки, продолжительность курса лечения составляет 2-3 месяца согласно инструкции. Перед приемом Гопантомида необходимо внимательно прочитать инструкцию по применению препарата и проконсультироваться с врачом.

Другие статьи

Женщина с пальцем у виска

Препараты для улучшения памяти

Память — важнейшая психическая функция человека, которая тесно связана с ощущением, восприятием и мышлением.

Читать далее
Гопантомид - новый препарат для лечения СДВГ у детей

Гопантомид® – новый препарат для лечения СДВГ у детей

Диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» довольно часто встречается в детской неврологической практике.

Читать далее
Мужчина с головной болью

Сотрясение головного мозга: признаки травмы и лечение

Сотрясение головного мозга (СГМ) — одна из форм закрытой черепно- мозговой травмы, которая приводит к функциональным нарушениям...

Читать далее
Перспективы применения препарата Гопантомид в детской неврологии

Перспективы применения препарата Гопантомид® в детской неврологии

Гопантомид® — препарат гопантеновой кислоты , был зарегистрирован в РФ в 2019 г.

Читать далее
Ноотропы для детей: виды и применение

Ноотропы для детей: виды и применение

Ноотропы — это лекарственные препараты, которые оказывают прямое действие на высшие психические функции

Читать далее

Наши партнеры